Образовательная деятельность по пожарной безопасности в ДОУ
Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Желание постоянно познавать мир зачастую сталкивает их с реальными опасностями, и одна из них — угроза пожара. У многих малышей отсутствуют навыки правильного поведения в опасных ситуациях. По этой причине занятия, связанные с пожарной безопасностью, в дошкольном учреждении сегодня становятся важной частью педагогического процесса. Лишь систематическая, планомерная образовательная деятельность, подкреплённая содействием родителей, способна сформировать у малышей прочные знания, которые помогут сохранить им здоровье, а, возможно, и жизнь.
Цель занятий по пожарной безопасности: формирование у детей основ пожарной безопасности, умения принимать правильные решения в экстренных ситуациях через познавательно – исследовательскую и игровую деятельность.Задачи:
- Показать дошкольникам значение огня в человеческой жизни, научить с ним безопасно обращаться.
- Объяснить причины, способные спровоцировать пожар: и в быту, и на природе.
- Научить ребят основным правилам поведения при возгорании.
- Дать представление о значимой для общества и опасной профессии пожарного.
- Познакомить с произведениями художественной литературы, затрагивающих тему пожара и пожарных.
- Воспитывать у дошкольников бережное отношение к собственной жизни, здоровью, способность отвечать за свои поступки, желание оказывать помощь окружающим.
В целом дошкольники должны уяснить три ключевых понятия: сам пожар (его разрушительное воздействие на человека и природу), его причины и последствия (потеря жизни, здоровья, имущества, ущерб природе).
Занятия по пожарной безопасности с младшими детьми проводятся в игровой форме, с привлечением игрушек, сказочных персонажей и пр. Весь дидактический материал доступен для детского понимания.
Что касается старшей и подготовительной группы, то здесь знания дошкольников по пожарной безопасности углубляются и систематизируются. Будущие школьники уже хорошо должны усвоить действия, которые необходимы в случае возгорания, уяснить взаимосвязь различных подразделений пожарной службы (сообщение диспетчерской службе — боевой расчёт — выезд спасателей на место), знать её телефон.
В старшей и подготовительной группах расширяются приёмы обучения. Занятие может быть не только игровым, но и информационно-познавательным.
Очень любят дети экскурсии в пожарную часть, которая находится в 100 метрах от нашего детского сада. Именно здесь можно посетить гаражи с пожарными машинами и посидеть в кабинах, увидеть своими глазами как работает огнетушитель или пожарный шланг, примерить форму пожарного, побывать в мини-музее пожарной части и послушать рассказ о становлении пожарной службы в городе.
Экскурсия в пожарную часть
Пожарные проводят беседы с детьми в детском саду. Такие мероприятия проводятся регулярно, не реже 1 раза в квартал. Дети очень любят такие встречи, ждут их, готовят для сотрудников пожарной части рисунки и поделки
Тему пожарной безопасности полезно закреплять средствами художественной литературы, видеопросмотрами детских познавательных передач.
Свои знания об опасности пожара, работе пожарного, возгорании в лесу ребята с удовольствием отображают в продуктивной деятельности — создают выразительные рисунки, яркие аппликации, замысловатые поделки из бумаги, природного и бросового материала.
Привлекая дошкольников к практической трудовой деятельности также можно закреплять тему пожарной безопасности. Например, воспитатель подчёркивает детям важность уборки на участке сухих листьев и травы — это может являться причиной пожара. В этом случае ребята с энтузиазмом помогут дворнику выполнить его работу, почувствовав при этом свою самостоятельность.